Очарование барокко :: Витебский государственный музыкальный колледж им. И.И.Соллертинского НАВЕРХ
Витебск ВГМК

Очарование барокко


  

Очарование барокко

Для современной публики и музыкантов камерная музыка – это почти забытый стиль исполнения, забытая атмосфера, ведь традиции проведения камерных концертов в XXI веке кажутся едва ли не анахронизмом. Между тем, огромные концертные залы, способные вместить тысячи слушателей, появились по историческим меркам совсем недавно – на рубеже XIX и XX веков. До этого времени музыка, на всём протяжении своего исторического развития, шла по пути камерности и, будучи перенесённой на большую концертную эстраду, потеряла какую-то часть своего очарования и пленительной утончённости.

И подобно тому, как в XIX веке требовалось недюжинная энергия, чтобы перенести музыку из уютных светских салонов на большую концертную эстраду, в XXI веке требуется не меньшее, а, возможно, и большее мужество, чтобы вернуть её в изначальную «среду обитания» – в уютную и почти домашнюю атмосферу музыкальной гостиной.

В нашем колледже этот амбициозный проект блестяще реализовала преподаватель по предмету «Лекторская практика» Лилия Леонидовна Кириллова. Её неутомимый энтузиазм и творческий подход превратил типовую учебную практику у старшекурсников специальности «Музыковедение» в уникальную концертную площадку, где молодые таланты делятся своими исполнительскими достижениями с благодарной публикой, а наши музыковеды оттачивают свои ораторские навыки без волнения, неизбежно возникающего на большой концертной эстраде.

Возникающая от этого тёплая, уютная и доброжелательная атмосфера, какая-то удивительная сплочённость всех присутствующих создают удивительную ауру совместного творчества. А если добавить к этому великолепно подобранный видеоряд, состоящий из фотографий архитектурных шедевров и картин кисти величайших мастеров прошлого, то создаётся действительно неповторимая, рафинированная атмосфера элитарного искусства. Неудивительно, что постоянными слушателями этих концертов становятся не только педагоги и учащиеся колледжа, но и учащиеся сектора педагогической практики, что является весомым вкладом в профориентационную работу.

Начавшийся 2023-й год подарил нам сразу два концерта старинной музыки, прошедших с интервалом в один день. 4 января состоялась лекция-концерт, посвящённая творчеству французских клавесинистов, подготовленная учащимися четвёртого курса специальности «Музыковедение» Софией Сентяевой и Владиславом Чеченцом, а 5 января – лекция-концерт органной музыки, подготовленная третьекурсницами Ксенией Коханко и Татьяной Якушиной. В качестве солистов в обоих концертах выступали учащиеся фортепианного отделения, для которых клавесин и орган – это дополнительный инструмент.

Концерт клавесинной музыки, посвящённый творчеству французских клавесинистов, прошёл 4 января и стал для нашего колледжа поистине историческим событием – впервые за долгие годы наш старый, видавший виды спинет прозвучал в концертном зале! До этого этот продукт немецкого пианопрома использовался в качестве учебного инструмента для сдачи зачётов по дополнительному инструменту и в качестве концертного инструмента звучал лишь эпизодически. В этом была своя логика, ведь спинет – это домашняя разновидность клавесина, имеющий только один мануал  и два регистра, поэтому он по определению не может соперничать с совершенством концертного клавесина, обладающего значительно большей силой и разнообразием звучания. А учитывая то, что французские клавесинисты писали свои сочинения в расчёте на инструменты, являвшиеся шедевром инженерно-технической мысли первой половины XVIII века, несложно было предположить, что их творчество, будучи перенесённым на спинет, потеряет значительную долю красочности и тембрового разнообразия.

Но, к счастью, эти опасения не оправдались. Живой и своеобразный тембр спинета показался всем каким-то отголоском давно ушедшей эпохи и привёл слушателей в такой восторг, что невольно вспомнились слова придворного органиста французского короля, заявившего изобретателю фортепиано Бартоломео Кристофори: «Мой друг, как вы ни старайтесь, никогда этому мещанскому выскочке не удастся развенчать благородный и величественный клавесин!» Казалось бы,  довольно спорная фраза, но, слушая старинную музыку на спинете, каждый ловил себя на мысли, что, будучи исполненной на рояле, она прозвучала бы намного примитивнее и потеряла бы некий неуловимый флёр хрупкости и изысканности.

Укреплению этого впечатления способствовала не только сама музыка, но и лекция Софии Сентяевой и Владислава Чеченца, сопровождавшаяся в высшей степени продуманным видеорядом. Строгая торжественность, неторопливость, с которой лекторы вели своё повествование, были удивительно созвучны духу галантного века времён Куперена и Рамо. Во внешнем виде ни ведущих, ни исполнителей не было ни одной детали, дававшей отсылку к XVIII веку – не было ни ажурных жабо, ни бантов, ни напудренных париков, – но при сопоставлении с экраном, на котором бесконечной чередой проходили величественные картины эпохи барокко, у слушателей складывалось удивительное ощущение путешествия во времени. На наших глазах происходила встреча двух эпох и казалось, что наши исполнители-первокурсники перенимают эстафету от прославленных мастеров прошлого. Внимательнее всех слушала наших неофитов их преподаватель по клавесину Ольга Александровна Андреоу, благодаря урокам которой под пальцами учащихся ожила давно ушедшая эпоха.

В концерте приняли участие учащиеся первого курса Светлана Левшицкая,  София Величко, Виктория Барсукова и Ангелина Бунас. Завершила этот концерт Соната для дуэта флейт ми минор Жана Лёйе, которую исполнили Анастасия Баранова,  Сергей Владимирович Пенкин и Ольга Александровна Андреоу.

Эпоха барокко – это стиль неожиданных контрастов, поэтому логическим продолжением концерта, полного хрупкости и изящества хрустального звучания клавесина, стал грандиозный концерт органной музыки, прошедший 5 января. Он был посвящён немецкой органной школе, что уже само по себе предполагает масштабность, философскую глубину и…скуку, ведь барокко – эпоха, во многом чуждая современному слушателю. Но здесь спасли ситуацию блистательные ведущие – Ксения Коханко и Татьяна Якушина, читавшие лекцию с таким воодушевлением и задором, что, несомненно, добавило разнообразия в строгий и сосредоточенно-возвышенный репертуар и сказалось на восприятии информации слушателями самым благоприятным образом. Видеоряд в этом концерте тоже был выше всяких похвал и способствовал созданию атмосферы полного погружения в эпоху.

В качестве солистов выступали воспитанники М.Ю. Хадкевич и Е.В. Ивановой – Никита Вершеловский, София Тихомирова, Полина Постаногова, Дарья Маркова, Владислава Ермашкевич, Елена Дрозд и Анна Богданова. Концертная программа включала органные сочинения Иоганна Пахельбеля, Дитриха Букстехуде и Иоганна Себастьяна Баха. В завершение концерта прозвучала Хоральная прелюдия фа минор И.С. Баха в исполнении Екатерины Васильевны Ивановой, исполненная с таким совершенством и подлинно импровизационной свободой, что все присутствующие искренне порадовались за наших учащихся, имеющих возможность учиться у профессионала такого уровня.

Оба концерта подарили слушателям наглядное представление о двух направлениях стиля барокко – романском и германском. Такое сопоставление, да ещё и в аутентичном звучании, редко можно услышать в концертах, а ведь ещё древние говорили: «Всё познаётся в сравнении!» Поэтому два концерта старинной музыки, помимо своей художественной ценности, позволили слушателям сопоставить для себя два направления стиля барокко и стали весомым вкладом в дело музыкального просвещения публики.

Ю.В. Макарцов, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин                                ВГМК им. И.И. Соллертинского





11.01.2023 | Админ | Просм. 191 | Комм. x | Категория: О концертах

Государство и общество

События

Увеличить постер