Персональное распределение выпускников 2024 года
5 апреля состоялось очередное распределение выпускников 2024 года. Педагогический коллектив уверен, что наши ребята станут отличными учителями, концертмейстера и в детских школах искусств г. Витебска и области. Успехов и покорения новых вершин!
По страницам XXXIII фестиваля имени И.И. Соллертинского
Дневники фестиваля
Северная столица. Какие ассоциации приходят в голову при этом словосочетании? У россиян этот эпитет ассоциируется с Санкт-Петербургом, а у белорусов – с Витебском, ведь наш город часто называют «северной столицей Беларуси». И действительно, между Петербургом и Витебском много общего. Помимо географического положения, северные столицы наших братских стран – это крупнейшие культурные центры. Конечно, скромный и уютный Витебск трудно сравнить с Санкт-Петербургом, его грандиозными масштабами и пятимиллионным населением, но нам, витебчанам, тоже есть чему позавидовать - в нашем городе на протяжении многих лет проводятся три фестиваля, масштабу которых могут позавидовать самые престижные концертные мероприятия мира. Это знаменитый «Славянский базар в Витебске», Международный фестиваль современной хореографии IFMC и Международный музыкальный фестиваль имени И.И. Соллертинского, который по праву считается самым значимым музыкальным событием нашей страны в сфере академической музыки.
Этот музыкальный фестиваль назван в честь нашего выдающегося земляка – Ивана Ивановича Соллертинского, чья судьба была связана с двумя «северными столицами». В 2022 году музыкальная общественность Витебска торжественно отметила 120-тилетие со дня рождения этого гениального музыковеда. Отметила с поистине грандиозным научным и творческим размахом. Впервые в истории фестиваля прошёл Республиканский конкурс музыкальной критики, организованный Витебской областной филармонией. Председателем жюри конкурса стали Д.К. Кирнарская – профессор РАМ имени Гнесиных, а заместителем председателя – проректор по научной работе Белорусской государственной академии музыки Н.В. Мацаберидзе. В состав жюри вошли известные музыканты – Е.Д. Кривицкая, С.А. Уваров, Я.И. Тимофеев, И.Ю. Оношко, а также А.В. Горелова, заведующая ЦК «Музыковедение» ВГМК имени И.И. Соллертинского.
Итоги конкурса были торжественно объявлены 2 декабря перед началом XXI научных чтений, посвящённых 120-тилетию со дня рождения Соллертинского. В конкурсе музыкальной критики приняли участие 25 учащихся музыкальных колледжей со всей республики. Из всех претендентов к конкурсу были допущены 18 участников, чьи работы, посвящённые различным аспектам музыкознания, соответствовали тематическим требованиям конкурса. Конкурс проводился в трёх номинациях: творческий портрет современного композитора, аналитические и просветительские статьи.
По словам заместителя председателя жюри Нелли Вячеславовны Мацаберидзе, члены жюри были приятно удивлены высоким творческим уровнем конкурсантов, поэтому мнение жюри по поводу распределения призовых мест кардинально разделились. Как справедливо заметила Нелли Вячеславовна, обращаясь к конкурсантам, «вы все – победители». И это действительно так, ведь участие в конкурсе такого уровня многое дало его участникам, и в первую очередь – понимание того, куда двигаться дальше.
От Витебского музыкального колледжа на конкурс были представлены три работы в номинации «Творческий портрет современного композитора»: это работа Владислава Чеченца «Творческий портрет П.Н. Якубчёнка», работа Ксении Коханко «Творческий портрет А.В. Иванова» и «Творческий портрет А.В. Менжинского», выполненный Татьяной Якушиной. Все работы были посвящены творчеству витебских композиторов и написаны на высоком уровне. Юрий Викторович Макарцов, готовивший учащихся к конкурсу, специально для этой цели организовал творческие встречи с А.В. Ивановым и П.Н. Якубчёнком, а также интервью с Эльвирой Анатольевной Менжинской, дочерью покойного Анатолия Владимировича Менжинского, творчеству которого была посвящена статья учащейся 3 курса Т. Якушиной. По итогам конкурса работа Ксении Коханко «Творческий портрет А.В. Иванова» была удостоена почётного диплома, что весьма радует, учитывая уровень конкурса, количество участников и состав жюри.
После торжественного награждения конкурсантов проходили научные чтения. В первый день в них приняли участие Н.В. Мацаберидзе с докладом «Творческое наследие Соллертинского в контексте современности», ведущий архивариус Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова с сообщением «К истории музыкальной жизни Витебска в послереволюционные годы в документах Витебского государственного архива». Её призыв документировать значимые события современности для того, чтобы потомки имели возможность воссоздать историческую панораму сегодняшнего дня, был настолько убедительным, что во многом обусловил написание этих строк.
Весьма интересным был еще один доклад: «Михаил Анцев: из истории музыкальной критики в Витебске в начале XX века», подготовленный заместителем директора по науке учреждения культуры «Витебский областной краеведческий музей» Валерием Шишановым. Слушая его, все присутствующие убедились, что современная музыкальная критика стала намного мягче, добрее и демократичнее в оценках, чем это было век назад.
Исторический ракурс продолжил доклад Ольги Давидовской «Фотоальбомы семьи Соллертинских из фондов Витебского областного краеведческого музея», где были представлены уникальные исторические фотографии. Завершило первый день научных чтений выступление победителя конкурса музыкальной критики – учащейся 4 курса Новополоцкого государственного музыкального колледжа Алины Шамрило, с докладом «Полоцк и его история в произведениях белорусских композиторов» (научный руководитель Елена Наумовна Васильева).
В тот же день, 2 декабря 2023 года в концертном зале Витебского государственного музыкального колледжа имени И.И. Соллертинского состоялся торжественный концерт учащихся и преподавателей, посвящённый 120-летию со дня рождения выдающегося земляка. Атмосфера этого концерта была наполнена торжественной приподнятостью и ощущением прикосновения к страницам истории. На сцене размещался портрет Ивана Ивановича работы Татьяны Гавриленко, выполненный с аллюзией на супрематизм. От него веяло духом послереволюционного Витебска 1920-х годов, и его присутствие на ярко освещённой, ультрасовременной сцене уже само по себе являлось своеобразной смысловой нитью, связывающей историю и современность.
Концерт был поистине великолепен. В нём было гармоничным всё: и ведущая Анна Терещенко, и выступление наших учащихся, педагогов и творческих коллективов. Особенно ярким стало выступление гостей из Санкт-Петербурга – скрипача Ильи Козлова и пианиста Павла Товпича. Илья Козлов обратился к публике с приветственным словом, пожелав колледжу дальнейшего процветания и творческих успехов.
Сразу после концерта в Малом зале колледжа состоялась творческая встреча с Игорем Комаром – преподавателем кафедры композиции Белорусской государственной академии музыки. Своим блистательным выступлением Игорь Анатольевич полностью опроверг устоявшийся стереотип о преподавателях ВУЗов как об академических суховатых педантах. Напротив, и своим стильным внешним видом, и доброжелательной манерой разговора молодой композитор буквально излучал творческий дух и готовность делиться им с окружающими. Он рассказал о новейших тенденциях в современной белорусской музыке, познакомил слушателей со своим творчеством и ответил на вопросы присутствующих. Его выступление произвело сильное впечатление на присутствующих.
В день рождения Ивана Ивановича Соллертинского, 3 декабря, фестивальные мероприятия продолжились. В конференц-зале филармонии продолжились научные чтения, ещё более яркие, чем в первый день. Несмотря на жуткий холод в зале, живо напоминавший слушателям о послереволюционной бытовой неустроенности двадцатых годов прошлого века, эмоциональность выступающих с лихвой компенсировала этот почти исторический недостаток.
Открыла второй день научных чтений Дина Константиновна Кирнарская. Её доклад «Три музыкальных слуха как основа человеческого мышления» никого не оставил равнодушным. Уникальная по научной ценности и новизне информация была дополнена такой непосредственной эмоциональностью докладчицы, что она напрочь заставила забыть слушателей об окружающей обстановке. Это было действительно незабываемое выступление, после которого хотелось аплодировать стоя. Наверное, именно так выступал и сам Соллертинский!
Продолжили выступление Ирина Оношко с докладом «Транскрипции И.Оловникова в исполнительских координатах современности», затем выступил Сергей Уваров с темой «Российские композиторы поколения 30-тилетних. Голос миллениалов». Логическим продолжением выступления предыдущего докладчика стало выступление Игоря Комара «Музыкальная культура Беларуси второго десятилетия XXI века», благодаря чему у слушателей сформировалась целостная панорама современной музыки на постсоветском пространстве. Завершил научные чтения доклад Евгении Кривицкой «Леонид Коган. «Писать письма очень важно». Новые материалы к биографии», после чего состоялся круглый стол, на котором участники поделились своими впечатлениями от XXI научных чтений.
Вечером состоялось торжественное открытие фестиваля в Витебской областной филармонии грандиозным концертом лауреата международных конкурсов, петербургского скрипача Ильи Козлова. Его партнёром по камерному ансамблю стал пианист Павел Товпич, получивший образование в Австрии и Германии, что очень заметно по его звукоизвлечению – его игра живо ассоциируется с игрой Андраша Шиффа, и производит такое же рафинированное впечатление. Во второй части концерта к выступающим присоединилась петербургская виолончелистка Наталия Нескромная, в ансамбле с которой прозвучал дуэт для скрипки и виолончели Луиджи Боккерини. Завершили концерт два трио – Йозефа Гайдна и Дмитрия Шостаковича.
В рамках XXXIII фестиваля проводились просветительские мероприятия и в самом колледже. Под руководством преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Ольги Ивановны Аксенцевой учащиеся 4 курса отделения «Музыковедение» София Сентяева и Владислав Чеченец подготовили и провели две лекции для учащихся первого курса – о личности Ивана Ивановича Соллертинского и познакомили с панорамой музыкальной жизни Витебска 1920х годов. Такие лекции необходимы, ведь далеко не все витебские ребята знают о Соллертинском. Между тем, всякий образованный музыкант должен неустанно работать над расширением своего обще эстетического кругозора, и так же, как театр начинается с вешалки, кругозор молодых музыкантов должен начинаться со знания истории своего учебного заведения, чтобы Иван Иванович Соллертинский ассоциировался не с бронзовым памятником у входа в колледж, а с яркими, полными метких наблюдений и остроумных парадоксов статьями прославленного музыковеда.
Соллертинский – гордость советского музыкознания, человек, во многом определивший облик советской музыки, в лекциях наших четверокурсников как будто ожил, и из исторического персонажа превратился в живого человека, привычного и давно знакомого. Во многом такой эффект был достигнут демонстрацией фотоматериалов, но не в последнюю очередь сыграл роль и великолепный текст – красочный, ёмкий, наполненный смыслом.
Хочется поблагодарить Ольгу Ивановну за идею и практическую реализацию этого великолепного мероприятия, ставшего на протяжении ряда лет доброй традицией в колледже.
9 декабря состоялся концерт вокальной музыки лауреата VI Международного конкурса вокалистов имени М. Магомаева, баритона Дзамболата Дулаева, которому аккомпанировала Мадина Тамаева. Грустной тенденцией современности становится угасание интереса у публики к академическому вокалу, что было особенно заметно по количественному и возрастному составу публики на этом концерте. В основном это были люди старшего поколения. А жаль! Вокал такого уровня стоило бы послушать всем витебским музыкантам. Дзамболат Дулаев – певец мирового уровня, которому в равной степени удаётся исполнять репертуар самых разных стилей и композиторов – от Моцарта до Корнголда. Подобный жанровый диапазон несомненно свидетельствует о творческой зрелости артиста, несмотря на его сравнительно молодой возраст. Резюмируя сказанное, следует отметить: Дулаев – настоящее открытие этого концертного сезона!
Грандиозное закрытие фестиваля состоялось 16 декабря концертом Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь под руководством Александра Анисимова. В первом отделении известный белорусский пианист Александр Музыкантов исполнил с оркестром Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, а во втором отделении прозвучали две увертюры Петра Ильича Чайковского – «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Концерт оставил впечатление роскошного великолепия и чувства гордости за уровень белорусского исполнительского искусства.
В 2022 году состоялся уже тридцать третий фестиваль, посвящённый памяти Ивана Ивановича Соллертинского. Если задуматься над этой датой, то становиться удивительно, как это вообще возможно! Ведь возник фестиваль в 1989 году – не в самое благоприятное время. Советский Союз трещал по швам, в стране было время тотального дефицита. Вслед за развалом СССР пришли тяжелейшие перестроечные годы – и даже тогда, во время огромных очередей и продуктов по талонам, когда в жизни людей главной задачей было хотя бы пообедать, фестиваль продолжал жить, крепнуть и развиваться, ни на один год не прерывая своего существования!
Поэтому сейчас мы твёрдо уверены: фестиваль, переживший перестройку, будет жить. И главным подтверждением этого тезиса стал прошедший XXXIII фестиваль, художественный уровень которого не только не снизился, а даже наоборот - каждый концерт стал грандиозным событием в культурной жизни нашего города и страны.
Преподаватель музыкально-исторических дисциплин Витебского государственного музыкального колледжа имени И.И. Соллертинского Юрий Викторович Макарцов.
Фотоматериалы – учащаяся 4 курса отделения «Музыковедение» София Сентяева.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в День знаний встретился со студентами вузов и учащимися учреждений общего среднего и среднего специального образования. Открытый урок "Историческая память - дорога в будущее" глава государства провел во Дворце Независимости.На открытый урок пригласили несколько сотен молодых людей. Среди них стипендиаты специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, обладатели президентских стипендий, участники республиканских конкурсов научных работ, победители и лауреаты творческих международных и республиканских конкурсов, представители волонтерского движения, члены студенческих отрядов и другие. В числе приглашенных от Витебской области была учащаяся 2 курса Ирина Дубко.